ГБОУ СОШ №856

Игра , как сквозной механизм развития дошкольника .

 (Конституция и законодательства РФ , Конвенция ООН, о правах ребёнка. )  Принципы:    Поддержка  разнообразия детства . Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей .  Уважение личности ребёнка .  Реализация образовательной Программы дошкольного образования в форме игры . ( а также в познавательной деятельности , в форме творческой активности , обеспечивающей худ. - эст. развитие дошкольника). Что такое игра?   Метод воспитания и обучение ? или  Упражнение ? или  Деятельность ? .  Игра социальна по своему содержанию ! ( Выготский Л.С. , Рубинштейн С.Л., Эльконин. Д . Б .).  Рассматривал проблему игры с точки зрения своей Теории  культурно - исторического опыт, накопленный человечеством . ( Выготского )  Игра-это совокупность осмысленных  действий  , объединённых единством  мотива . А  основной мотив игры - переживание  значимых сторон действительности.  Значение  игры. :  игра является деятельностью , в которой решаются противоречия и ограниченностью его собственных возможностей  .( Рубинштейн С.Л.).  Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте ( Эльконин Д.Б.). Основное противоречие возраста ( задача развития)  Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой , с которой ребёнок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели , - это сюжетно - ролевая игра .  Структура развёрнутой формы сюжетно- ролевой игры . ( Роль. Игровые действия . Правила .) Игры , характерные для детей разных возрастов ( исследование К. Оталора ) Игра - развлечение . Игра - упражнение .  Сюжетная  игра.  Процессуально - подражательная игра . Традиционная игра . В дошкольной педагогике все игры делается на 2 группы: 1).Творческие игры .( придумывают сами дети : ( сюжетно - ролевая ; режиссерские; театрализованные; строительно - конструктивные ) .  2) Игры с правилами ( разработаны взрослыми : ( дидактические ; подвижные ; народные ;) Классификация Новоселовой  С . Л. 1 Игры по инициативе : ( игра - экспериментирование , самостоятельные , сюжетные ( сюжетно- отобразительные , сюжетно - ролевые , режиссерские , театрализованные)  2 Игры по инициативе взрослых ( обучающие , досуговых ) 3 Игры по инициативе детей и взрослых( народные игры) Условия успешного руководства игрой ( Менджерицкая Д. В.) Умение наблюдать за детьми , понимать их игровые замыслы и переживания . Опора на детскую психичелогию , бережное отношение к творческой выдумке , образу .  Умение помочь с выбором  интересной темы игры и развитие её сюжета. Умение найти разные поводы к игре: младший возраст ( случайные ассоциации - подбор игрушек и предметов ) старший возраст ( беседа; словесное напоминание ; совет; который пробудит инициативу ) .  Формирование сюжетной игры у дошкольников ( Н . Михайленко, Н. Короткова) 4 год жизни Характеристика игровых умений : 1) овладевают условными предметными действиями , посредством которых они разворачивают самостоятельную игру ; 2) способны овладеть ролью ; 3) ролевые поведение ( от непосредственного подражания до осознанного принятия роли) Аспекты ролевого поведения :1) характерные  для роли действия с предметами ( доктор делает укол ) 2) ролевая речь обращённая к партнеру ( Доктор спрашивает больного). Умения, необходимые ребёнку для выполнения роли ; 1) Уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог ; 2) Уметь изменять  в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров ( доктор по- разному говорит  с пациентами и м/ с ) 3) Уметь менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета ( Н - сначала пациент, потом - м/ с. ).  Последовательность формирования игровых умений у детей 4 г/ж. Совместная игра взрослого с детьми , где взрослый действует новым способом   Осуществление подбора игровых ролей ( взаимодополнительных , независимых ).  Методические приёмы: 1) создание разговорной ситуации с помощью игрушки  - телефона ( К. И. Чуковский , семейные разговоры, парные роли " Магазин " , " Больница") Показатели успешности формирования ролевого поведения : 1) Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи , направленной на кукольных персонажей; 2) Парное полевое взаимодействие со сверстниками , включающее название своей роли ; 3) Ролевое обращение , короткий диалог .  5 год жизни  Ведущий способ построения игры : Цепочка специфических ролевых взаимодействий .  Задача воспитателя: формировать у детей умения  изменять ролевое поведение в соотвествии с разными ролями партнеров , менять игровую роль и вновь обозначать её для партнеров в процессе развертывания игры ;  Подходы к руководству игрой : воспитатель партнёр по игре , не руководитель ! Игровые умения .  1) Умение самостоятельно организоваться в группы для игры ; 2) Совместно обдумывать содержание ( сюжетно сложение) ;3)Взятие  роли и её разыгрывание ; 4) Самостоятельно разрешать конфликты; 5) Умение менять роль .  Условия реализации игры. 1) Использование многоперсонажных  сюжетов с определенной ролевой структурой , где одна из ролей непосредственно связана со  всеми остальными. 2) Отказ от однозначного соотвествия числа персонажей( ролей) количеству участников игры ( персонажей в сюжете должно быть должно быть больше , чем участников). Структура  сюжета . Состав ролей в виде " куста" Например: поездка на пароходе .  Капитан : 1 Матрос 2 Пассажир 3 Водолаз . Общая схема сюжета.  ( событие 1,2,3,) Основная роль -дополнительная 1 ,2,3. Типы отношения в кусте . 1) Роли связаны специфическими функция ( врач- больной) 2) Отношения управления - подчинения ( врач - медсестра ) 3) Отношения- взаимопомощь ( врач - врач )  Этапы развития игры . 1 этап : ребёнок в основной роли , взрослый в дополнительных, может быть по отливам сказок  ; 2 этап : Взрослый в основной роли , ребёнок- в дополнительных. 3 этап: Игра с подгруппой детей , " замыкая " их друг на друге. 6 год жизни Новая построения сюжета- совместно сюжетосложение . Задача . 1) Учить детей выстраивать новые последовательности событий , при этом ориентироваться на партнеров- сверстников ; 2) Пояснять партнерам какое событие он хотел бы развивать в следующий момент игры . 3) Прислушиваться к мнению партнёра. 4) Комбинировать предложенные самим ребёнком и другими детьми события в едином сюжета игры . Условия: 1)Совместная игра взрослого с детьми ; 2 ) Построение игры , чтобы открылась необходимость объединения сюжетов в общий замысел . Опора на сказки . Структура сказки: 1) желание иметь к-л О или его пропажа ; 2) встреча с " дарителем" , испытание ;3) Получение волшебного средства ; 4) Обнаружение противника и борьба с ним ; 5) Побеждает и получает объект ;  6) Возвращается домой и получает заслуженную награду. Игра - придумывание, " расшатывание " известного сюжета сказки . 1 этап - замена главного или его волшебного средства ; 2 этап - постепенно вносим большее количество изменений в сказку . Начало + новые элементы . 3 этап - вводим новый сюжет с разнотекстными ролями , не совпадающими по смыслу . 4 этап - придумывание новых историй на основе реальных событий . Успешность игры зависит : 1) От эмоционального поведение взрослого и его увлеченности .2) От способности воспитателя к импровизации . 3) От умение гибко реагировать на любые предложение детей. Результат такой игры . 1) Активизация воображения  детей . 2) Дети учатся слушать и понимать других , согласовывать и изменять свои замыслы . Приобретенннные умение совместно развивать новый сюжеты игры придают самостоятельной игре детей на любую тему более  творческий и согласованный характер . 

16 апреля 2016 в 22:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.